Программа форума
«От решения климатической проблемы зависят качество жизни всех людей на планете, экономический рост и устойчивое социальное развитие целых регионов Земли», – сказал В.В. Путин на Климатическом саммите ООН.
В сентябре 2019 г. Россией было принято Парижское соглашение по климату, что стало очередным шагом на пути к целям 2025 г. и долгосрочным перспективам 2030 и 2050 гг. Какие вызовы нас ожидают? Какие инструменты позволят достичь намеченных целей, как соблюсти баланс и не навредить росту экономики?
Вопросы для обсуждения:
- Что такое климатическая повестка?
- Каким потенциалом располагает современный мир для ответа на климатический вызов?
- Возможности технологического развития в условиях климатического вызова.
Модератор:
- Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Ключевые выступления:
- Ральф Гонсалвес, премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин
- Михаил Расстригин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
- Пол Полман, основатель и председатель компании IMAGINE
- Вячеслав Соломин, операционный директор En+ Group
- Войцех Ровински, генеральный директор Scania в России
- Алексей Маслов, член Правления - руководитель Блока стратегии и инвестиций ПАО «Интер РАО»
- Александар Ружевич, генеральный директор Coca-Cola HBC Россия
- Джеффри Сакс, директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета
- Рено Селигманн, директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации
- Дмитрий Пристансков, статс-секретарь – вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления ПАО «ГМК «Норильский никель»
- Понтус Эрнтелл, генеральный директор IKEA в России
- Эдмон Альфандери, председатель Euro 50 Group
- Денис Шулаков, первый вице-президент Банка ГПБ (АО)
- Владимир Мошкало, руководитель представительства Программы ООН по окружающей среде в России
- Виктор Толмачев, председатель наблюдательного совета ГК АКИГ
- Валерий Селезнёв, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике
Вопросы для обсуждения:
- Глобальная повестка: вызов, возможности и риски.
- Ключевые тренды и вызовы наступающего десятилетия - для мира и для Европы.
- Каковые политические и социально-экономические последствия цифровизации?
- Существует ли сейчас в политическом сознании понимание Европы - от Атлантики до Урала? Или даже от Атлантики до Тихого океана?
- Каковые перспективные Европейского Союза. Будет ли Новое десятилетие более спокойным для ЕС, чем предыдущее.
- Грозит ли новый глобальный кризис в недалеком будущем?
Участники:
- Владимир Мау, ректор РАНХиГС
- Николя Саркози, президент Франции (2007–2012 гг.)
В XXI в. дальнейшее развитие компаний и государства напрямую связано с использованием цифровых технологий для решения всевозможных задач. Применение облачных технологий, анализ больших массивов данных при помощи методов искусственного интеллекта становятся стандартной практикой.
Однако создание собственных мощностей для выполнения таких задач посильно только крупным компаниям. Вопросы оцифровки, хранения и анализа данных остаются открытыми, дорогостоящими и сложными для всех сторон. Государству очень сложно инвестировать в данную область, так как образ конечного продукта на данном этапе неочевиден, законодательство не успевает за цифровыми технологиями. Поэтому складывается ощущение, что оптимальной стратегией является создание кроссплатформенных решений, которые позволяют экономить на масштабе и предоставляют облачные сервисы большому количеству компаний и государственных органов.
Вопросы для обсуждения:
- Возможна ли кооперация бизнеса и государства в решении данного вопроса? Какие шаги должны сделать обе стороны?
- Кому должны принадлежать права на данные решения?
- Как должны быть распределены финансовые и человеческие ресурсы?
Модератор:
- Александр Волошин, председатель Совета директоров АО «Первая Грузовая Компания»
Участники:
- Александр Дюков, председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпромнефть»
- Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком»
- Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»
- Андрей Никитин, губернатор Новгородской области
- Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия)
Цифровые технологии меняют облик системы образования. Потоки информации, возможности для передачи и восприятия образовательного контента, короткие курсы и индивидуальные траектории, платформенные решения для системы образования – все эти тенденции трансформируют университеты и выводят на рынки образовательных услуг новых игроков.
Вопросы для обсуждения:
- Какими будут университеты в цифровую эпоху?
- Могут ли классические университеты быть вытеснены платформенными технологическими компаниями?
- Меняются ли внешние эффекты от высшего образования, влияние высшего образования на развитие общества?
- Какие технологические и организационные решения будут доминировать в образовании?
- Нужно ли ускорять или сдерживать внедрение современных технологий в образовании?
Модератор:
- Павел Кадочников, проректор Всероссийской академии внешней торговли
Участники:
- Михаил Котюков, министр науки и высшего образования Российской Федерации
- Бен Нельсон, основатель, председатель и генеральный директор Minerva
- Дмитрий Песков, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития
- Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ
- Энио Омае, главный вице-президент EF Education First
Мы являемся свидетелями смены модели развития всей мировой экономики. Кризис 2007–2008 гг. завершил эпоху «классического» роста экономик, как он описан в учебниках и как его привыкли представлять политики. Новые тренды – это низкие темпы роста экономик, перемещение центров экономической активности в развивающиеся страны, прежде всего в Азию, приоритет целей устойчивого развития, низкая эффективность традиционных инструментов экономической политики, активизация протекционизма.
Смена модели развития означает также пересмотр взглядов на инструменты экономической политики. Предыдущие глобальные структурные кризисы (1920-х и 1970-х годов) показали, что в новых условиях традиционные подходы и инструменты экономической политики теряют свою эффективность. И в этот период от экономической науки и политиков требуется поиск новых решений, которые станут мейнстримом в экономической политике на ближайшие десятилетия.
Вопросы для обсуждения:
- Инструменты экономической политики – от краткосрочных до долгосрочных.
- Традиционная экономическая политика и пределы ее возможностей.
- Концепция устойчивого развития и ее соотношение с реальными тенденциями.
- Долгосрочные тренды мировой экономики. Вызовы и возможности для России.
Модератор:
- Александр Ивлев, управляющий партнер EY по странам СНГ
Эксперты:
- Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара
- Андрей Клепач, главный экономист государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
- Алексей Ведев, директор Центра структурных исследований РАНХиГС
- Андерс Эрик Борг, экономист, министр финансов Швеции (2006–2014 гг.)
- Гжегож Витольд Колодко, профессор Университета Козьминского, министр финансов Польши (1994–1997, 2002–2003 гг.)
Обеспечение прорывного развития страны во многом зависит от того, кто осуществляет подготовку и реализацию государственных решений, каков уровень ответственности этих людей, насколько результативна их работа. Все это ставит перед государственным управлением и государственной службой задачи мобилизации интеллектуального и лидерского потенциала общества и гражданских служащих, развития и эффективного использования их личностно-профессиональных ресурсов, актуализации личностно-ориентированного управления и ориентации на социальную направленность. Решающим фактором успеха во всех отраслях и областях сегодня выступает эффективное управление талантами и становление процесса их взращивания, привлечения, удержания и поддержки.
Вопросы для обсуждения:
- Ценности государственной гражданской службы как основа кадровой политики.
- Качества государственного служащего нового десятилетия в контексте трансформации государственного управления и их оценка.
- Цифровой профиль государственного служащего.
- Совмещение «социальных лифтов» и «карьерных лестниц» в системе гражданской службы.
- Непрерывное профессиональное развитие гражданского служащего: ответственность руководителя и гражданского служащего.
- Привлечение молодежи на государственную гражданскую службу.
Модератор:
- Лариса Катышева, директор Центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС
Участники:
- Андрей Сороко, директор Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации
- Савва Шипов, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации
- Роман Старовойт, губернатор Курской области
- Олег Хорохордин, глава Республики Алтай
- Андрей Клычков, губернатор Орловской области
- Михаил Развожаев, временно исполняющий обязанности губернатора г. Севастополя
- Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области
- Ирина Макиева, заместитель председателя ВЭБ.РФ, Генеральный директор Фонда развития моногородов
Эксперты:
- Дженфа Лиу, заместитель генерального директора Департамента международных обменов и развития академических программ Пудунской академии подготовки высших управленческих кадров КНР
- Юрий Синягин, научный руководитель факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС
- Тахир Базаров, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
- Татьяна Дьяконова, директор Департамента кадровой политики и развития персонала Министерства экономического развития Российской Федерации
- Леонид Вахнин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Цифровые технологии все глубже проникают в реальную экономику и охватывают сферы, которые еще вчера казались далекими от цифровизации. Эти технологии меняют жизнь людей и компаний, подходы к управлению экономикой, ведение бизнеса компаний, создают новые сегменты экономики. Налоговые службы – как непосредственные участники отношений государства и с бизнесом, и с населением – все в большей степени ощущают на себе цифровую трансформацию бизнеса и потребления. Новый феномен – экономика совместного потребления – требует изменений сложившихся подходов к налогообложению и налоговому администрированию.
Каковы основные вызовы, стоящие перед налоговыми службами разных стран в современном мире, и в какой степени ФНС России готова к ответу на них?
Вопросы для обсуждения:
- Цифровая трансформация бизнеса и вызовы для налоговой системы.
- Правила налогообложения цифровой торговли и операций с цифровыми активами.
- Цифровые платформы и экономика совместного пользования.
- Лучшие мировые практики налогообложения и налогового администрирования цифровой экономики.
- Развитие Федеральной налоговой службы Российской Федерации и ответ на вызовы цифровизации.
Модератор:
- Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли
Ключевой доклад:
- Алексей Оверчук, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы
Участники:
- Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»
- Алексей Гидирим, основатель YouDo.com
- Наталия Шагарина, сооснователь сервиса «Едадил»
Тема климатических изменений стала стержневой в мировой политике. Глобальное потепление воспринимается в качестве одной из главных угроз существованию человеческой цивилизации как таковой. Это будоражит население планеты и не позволяет лидерам ни одной страны отмахнуться от насущной темы. Ее дальнейшее развитие, вне всякого сомнения, затронет все аспекты жизнедеятельности человечества: смена экономической модели и форм потребительского поведения, изменение приоритетов правительств, воздействие на международные отношения, в том числе посредством использования климатической темы как геополитического и геоэкономического инструмента. Новая модель глобализации будет формироваться под непосредственным влиянием этого фактора.
Россия долго оставалась на периферии дискуссии, тема климата не считалась первоочередной. Однако ситуация быстро меняется. С одной стороны, несомненно, растет интерес граждан к теме окружающей среды. С другой – климатические изменения явно затронут и нашу страну, а перемены в международной обстановке создают совершенно другие условия для проведения внешней и внешнеэкономической политики.
России необходима собственная климатическая повестка. Страна способна внести значительный вклад в решение мировой климатической проблемы, подготовиться к эффективному ответу на вызовы, а также использовать свои конкурентные преимущества для того, чтобы закрепить лидирующие позиции в мировом устройстве.
Вопросы для обсуждения:
- Как развивается мировая политическая дискуссия о климате? Каких политических изменений в Европе, Азии, США можно ожидать в связи с этим? Сколь высока опасность «климатического протекционизма» со стороны более развитых стран?
- Как российские ученые оценивают влияние климатических изменений на территории России? Что можно считать позитивными, а что негативными последствиями? Насколько страна готова к ответам на грядущие изменения?
- В чем уникальные возможности России, которые страна может предложить в качестве своего вклада в решение мировой климатической проблемы? Речь может идти и о природных ресурсах (вода, продовольствие, «холод», пригодное для жизни пространство), и о подходах к созданию новой «зеленой» экономической модели? Может ли Россия стать пионером каких-то технологий, которые способствовали бы успеху «зеленой» экономики?
- Как можно оценить уровень экологического сознания граждан России? Что необходимо для того, чтобы изменить отношение россиян к окружающей среде и потреблению? Какова должна быть политика государства в этой сфере?
Модератор:
- Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
Участники:
- Сергей Иванов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта
- Дмитрий Конов, председатель Правления ПАО «СИБУР Холдинг»
- Руслан Эдельгериев, советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата
- Олег Хархордин, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, председатель правления Фонда ЕУСПб
- Владимир Катцов, директор Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова Росгидромета
- Николай Дурманов, профессор Московской школы управления «Сколково»
Вопросы для обсуждения:
- Как доверие влияет на экономическое и социальное развитие страны и достижение национальных целей в современном мире?
- Может ли государство добиться успеха, устойчивого развития и быть конкурентным, если оно не пользуется доверием?
- Как новейшие технологии и цифровизация влияют на уровень доверия?
- Что нужно изменить в работе государственного управления и деятельности основных общественных институтов, чтобы повысить доверие граждан и бизнеса?
Модератор:
- Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
Участники:
- Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты Российской Федерации
- Герман Греф, президент, председатель Правления ПАО Сбербанк
- Эско Ахо, старший советник East Office of Finnish Industries, премьер-министр Финляндии (1991–1995 гг.)
- Майкл Вулкок, ведущий специалист Всемирного банка
- Пол Полман, основатель и председатель компании IMAGINE
- Александр Аузан, декан Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
- Андрей Никитин, губернатор Новгородской области
Малый и средний бизнес – важнейший сегмент экономики страны. Только системное взаимодействие на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном – способно обеспечить развитие российского предпринимательства. С 2007 г. в Российской Федерации взят курс на поддержку небольших организаций и индивидуальных предпринимателей. В качестве правового закрепления преимуществ, предоставляемых этим организациям и предприятиям, 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Законодательство в сфере закупок упрощается, уходят в прошлое многостраничные заявки на участие, процесс закупки становится доступным, что, несомненно, должно положительно отразиться на развитии предпринимательской активности и повысить эффективность закупочного процесса. В настоящее время существует большое количество инструментов по привлечению к участию в закупках представителей малого и среднего бизнеса.
Вопросы для обсуждения:
- Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.
- Настроение малого и среднего бизнеса по участию в мире закупок.
- Допуск к закупке только СМП или СОНО: ограничение или преимущество?
- План закупок – новые правила закупки у субъектов МСП.
- «Прямые закупки» – участие на субподряде: раскрывать или нет?
Модератор:
- Елена Агапова, директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС
Участники:
- Александр Браверман, генеральный директор – председатель Правления АО «Корпорация «МСП»
- Татьяна Демидова, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации
- Михаил Евраев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
- Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства
- Вадим Живулин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
Современное соперничество крупнейших стран мира выходит далеко за пределы конкуренции на отдельных рынках, оно затронуло практически все сферы – от глобальной политики и иностранных инвестиций до технологий и человеческого капитала. Любые крупные сделка или конфликт теперь рассматриваются под углом взаимодействия США и Китая. Как будет развиваться это взаимодействие? Каковы роль и интересы России?
Вопросы для обсуждения:
- Каким будет изменение глобального политического ландшафта под влиянием взаимодействия США и Китая?
- Роль и интересы других крупных игроков – Европейского союза, Индии, Японии, стран Юго-Восточной Азии, России – в этом взаимодействии.
- Приведет ли взаимодействие США и Китая, развивающееся в текущей форме технологического соперничества и торговых войн, к углублению глобализации и повышению благосостояния других стран?
- Кто и в чем победит в противостоянии США и Китая?
Модератор:
- Михаил Коростиков, руководитель международного направления блока маркетинга и коммуникаций ВЭБ.РФ
Участники:
- Василий Кашин, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ
- Стивен Роуч, старший научный сотрудник Института глобальных отношений Йельского университета
Методы диагностики и лечения ядерной медицины и лучевой терапии являются одними из самых прогрессивных и активно развивающихся в мировой практике. Ранняя диагностика заболеваний с использованием радиофармпрепаратов и их своевременное лечение призваны способствовать повышению качества и продолжительности жизни. Ядерная медицина стала одной из самых быстрорастущих областей в мире с ожидаемым ростом потребления в 3–5 раз. Что является современными вызовами для развития ядерной медицины в России? Что может ускорить развитие ядерной медицины?
Вопросы для обсуждения:
- Ядерная медицина: медицина или ядерные технологии?
- Перспективы развития ядерной медицины в России.
- Кадры для ядерной медицины.
Модератор:
- Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Участники:
- Владислав Баранов, генеральный директор АО «НОМЕКО»
- Сергей Нотов, президент ООО «МедИнвестГрупп»
- Михаил Пирадов, директор Научного центра неврологии
- Сергей Цыб, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
- Ив Йонген, основатель IBA
- Симон Мацкеплишвили, заместитель директора по научной работе Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В. Ломоносова
Эксперты:
- Николай Тюрин, научный руководитель Института физики высоких энергий
- Анна Гусева, партнер EY, руководитель группы по оказанию консультационных услуг по сделкам предприятиям медико-биологической отрасли
- Ольга Шпичко, управляющий директор по инвестиционной деятельности ООО «УК «РОСНАНО»
В рамках дискуссии будут обсуждаться нормативные изменения в области лицензирования медицинской деятельности на основе принципов территориального планирования для повышения доступности медицинской помощи, вопросы повышения качества оказания медицинской помощи посредством формирования системы управления качеством на уровне медицинской организации и региона.
Вопросы для обсуждения:
- Территориальное планирование при выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности как инструмент повышения доступности медицинской помощи.
- Качественная медицинская помощь как фактор повышения конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.
- Международный опыт обеспечения качества медицинских услуг. Системы аккредитации и сертификации медицинских организаций.
- Как выстроить эффективную систему управления качеством медицинской помощи на уровне региона и медицинской организации.
Модератор:
- Леонид Печатников, декан Факультета управления в медицине и здравоохранении РАНХиГС
Участники:
- Татьяна Яковлева, первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации
- Александра Левицкая, советник Президента Российской Федерации
- Михаил Мурашко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Эксперты:
- Игорь Иванов, генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
- Виктор Фисенко, заместитель председателя правительства Приморского края — министр здравоохранения
- Ирина Серёгина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
- Рафаэль Шавалиев, главный врач ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»
Технологическая политика в сфере инновационного развития формируется на национальном уровне, при этом ее реализация во многом возлагается на региональные власти и институты развития.
Конкурентоспособность страны во многом определяется возможностью регионов выращивать технологических лидеров, реализуя национальные задачи и отвечая на глобальные вызовы.
При этом процесс реализации технологической политики во многом определяется спецификой конкретного региона.
Вопросы для обсуждения:
- Как эффективно учитывать региональную специфику при формировании национальной технологической политики?
- Механизмы синхронизации поддержки технологических компаний на региональном и федеральном уровнях.
- Возможности формирования межрегиональных механизмов поддержки технологических инициатив.
- Роль крупного бизнеса в формировании региональной технологической политики.
Модератор:
- Анатолий Чубайс, председатель Правления ООО «УК «РОСНАНО»
Участники:
- Олег Белозеров, генеральный директор ОАО «РЖД»
- Михаил Карисалов, генеральный директор ООО «СИБУР»
- Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
- Андрей Травников, губернатор Новосибирской области
- Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области
Перед российской системой высшего образования поставлена амбициозная цель – в условиях острой конкуренции за человеческий капитал удвоить к 2024 г. численность иностранных студентов в российских вузах. Кроме увеличения численности студентов, экспорт образования должен стать весомой частью несырьевого экспорта Российской Федерации, служить развитию территорий. Немаловажной задачей становится и трудоустройство иностранных граждан – выпускников российских вузов в российские компании (и в России, и за рубежом). Необходимо определить барьеры, стоящие на пути привлечения в Россию талантливой молодежи из-за рубежа для учебы и работы. Соответственно, должны быть разработаны Концепция и Программа продвижения российского образования на международном образовательном рынке, а также механизмы привлечения в Российскую Федерацию иностранных студентов с учетом множества факторов, в том числе геополитических, языковых, социальных и культурных.
Модератор:
- Андрей Волков, директор Института общественных стратегий, научный руководитель Московской школы управления «Сколково»
Участники:
- Михаил Котюков, министр науки и высшего образования Российской Федерации
- Сергей Жвачкин, губернатор Томской области
- Михаил Кожевников, президент группы компаний «Просвещение»
- Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета
- Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ
- Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
Реализация национальных целей – ключевое направление деятельности органов власти всех уровней, контроль и оценка которого требуют разработки новой методологии, способов и технологий. Эффективное выполнение данной задачи невозможно без комплексного подхода к финансовому контролю и государственному аудиту. В современной контрольной и экспертно-аналитической деятельности необходимо делать акценты на разработке системных и актуальных критериев оценки, на рекомендациях органам власти в преодолении сложностей в процессе достижения национальных целей развития. В настоящее время происходит создание институциональных условий для проведения независимой внешней и внутренней экспертизы национальных целей на основе анализа и разносторонней интерпретации результатов финансового контроля. Данное обстоятельство привело к изменению понимания роли органов финансового контроля, независимых аудиторских организаций, экспертного сообщества.
Вопросы для обсуждения:
- Методология, способы и технологии контроля и оценки реализации национальных целей.
- Институциональные условия проведения независимой внешней и внутренней экспертизы реализации национальных целей.
- Роль органов финансового контроля, независимых аудиторских организаций, экспертного сообщества в контроле и оценке реализации национальных целей.
Модератор:
- Валерий Горегляд, главный аудитор Центрального банка Российской Федерации
Эксперты:
- Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства
- Татьяна Блинова, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
- Светлана Ячевская, заместитель председателя ВЭБ.РФ — член правления
- Евгений Данчиков, министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы
- Михаил Бесхмельницын, начальник Контрольно-аналитической службы генерального директора – председателя Правления ОАО «РЖД»
- Артем Ларин, партнер, руководитель группы услуг в области чистых технологий и устойчивого развития EY
- Александр Быстряков, заместитель директора Института государственной службы и управления РАНХиГС
- Элина Сидоренко, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО МИД России
В июне 2019 г. Правительство Российской Федерации утвердило План мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины». Поставлена амбициозная задача: обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах. В настоящее время проходят подготовку два новых законопроекта в сфере КНД, которые станут двумя столпами «регуляторной гильотины», – об обязательных требованиях и о государственном и муниципальном контроле.
Вопросы для обсуждения:
- Каков статус законопроектов об обязательном контроле?
- Как будет работать «регуляторная гильотина»?
- Как не допустить профанации реформы?
- Какие наиболее значимые результаты для граждан и бизнеса будут получены?
- Как осуществлять риск-ориентированный контроль и надзор по-новому?
Модератор:
- Юрий Любимов, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Участники:
- Талия Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
- Савва Шипов, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации
- Виктор Евтухов, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
- Алексей Херсонцев, заместитель министра экономического развития – руководитель Росаккредитации
- Вячеслав Витушкин, руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации
- Рено Селигманн, директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации
- Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС
Существующее законодательство в области контрольно-надзорной деятельности является избыточно сложным, что приводит к непрозрачности контрольно-надзорной деятельности. Переход к риск-ориентированному, интеллектуальному контролю и надзору ставит новый вызов по подготовке государственных инспекторов, обладающих значительным набором компетенций в области анализа и управления рисками, права, информационных технологий, а также специфическими знаниями в области осуществляемого контроля и надзора.
Вопросы для обсуждения:
- В какие сроки может быть осуществлена переподготовка инспекторов при существующем наборе образовательных траекторий?
- Подходит ли для инспектора типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих?
- Какие квалификационные требования должны предъявляться к инспектору?
- Какими компетенциями, профессиональными знаниями и умениями должен обладать инспектор, осуществляющий различные виды проверок?
- Достаточно ли минимальных квалификационных требований, определенных в законопроекте «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»?
- Каковы экономические и юридические последствия таких изменений?
Модератор:
- Юрий Любимов, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Участники:
- Максим Топилин, министр труда и социальной защиты Российской Федерации
- Александр Браверман, генеральный директор – председатель Правления АО «Корпорация «МСП»
- Светлана Радионова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
- Михаил Мурашко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
- Георгий Идрисов, проректор РАНХиГС, директор Института отраслевых рынков и инфраструктуры
Общемировой тенденцией нового века является рост расходов на здравоохранение. Это обусловлено и старением населения, и скоростью развития технологий, и возрастанием потребностей населения в целом, и многими другими факторами. Анализ ключевых показателей эффективности бюджета здравоохранения многих стран показывает, что далеко не всегда обладатели большего бюджета занимают верхние строки в рейтингах эффективности систем здравоохранения и показателей состояния здоровья населения. Многое зависит от правильно выбранного баланса и приоритетов, которые позволяют достигать наилучших результатов на всех этапах оказания медицинской помощи. Достижение такого баланса – кропотливая работа по определению наиболее эффективных и комплексных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в долгосрочной перспективе.
Вопросы для обсуждения:
- Как среди множества подходов и практик формирования бюджета здравоохранения найти максимально эффективный?
- Формирование бюджета здравоохранения на национальном и региональном уровнях.
- Как правильно сбалансировать расходы на различные уровни оказания медицинской помощи?
- Инновации в здравоохранении – когда и как инвестиции возвращаются?
Модератор:
- Айрат Фаррахов, депутат Государственной Думы Российской Федерации
Участники:
- Вероника Скворцова, министр здравоохранения Российской Федерации
- Галина Изотова, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации
- Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области
- Максим Решетников, губернатор Пермского края
- Андрей Клычков, губернатор Орловской области
Эксперты:
- Наталья Стадченко, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования
- Григорий Потапов, генеральный директор «Фармстандарт»
- Марван Акар, генеральный директор ООО «МСД Фармасьютикалс», управляющий директор MSD в России, Беларуси и Казахстане
- Луис Диаз-Рубио Амате, управляющий директор по развивающимся рынкам региона EMEA, «Янссен», фармацевтическое подразделение Johnson & Johnson
- Наталья Колерова, президент группы компаний «Новартис» в России
- Оксана Монж, генеральный директор компании «Санофи» в странах Евразийского региона
Тема грядущих изменений рынка труда становится все более широко обсуждаемой. Все чаще звучат опасения, что в ближайшем будущем новые технологии приведут к значительному снижению числа рабочих мест и массовой безработице. Далеко не все согласны со столь алармистскими прогнозами. Однако мало кто сомневается в том, что будущее приведет к значительным изменениям: будет меняться структура занятости, продолжит снижаться доля так называемой «стандартной» занятости. Старение рабочей силы также будет приводить к значительным изменениям в структуре занятости. Способны ли меры государственной политики в области занятости смягчить трансформационные риски на рынке труда, и в какой мере Россия готова к будущим вызовам?
Вопросы для обсуждения:
- Влияние технологий на рынок труда: риски, неопределенности и надежды.
- Что будет представлять собой работа через 30 лет?
- Грозит ли миру и России технологическая безработица?
- Старение рабочей силы и рост занятости среди населения старшего возраста: есть ли конфликт поколений на рынке труда?
- Что в большей степени соответствует рынку труда будущего – полная занятость, гибкая занятость, нестандартная занятость?
Модератор:
- Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета
Участники:
- Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
- Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
- Ольга Рухуллаева, заместитель министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа
- Всеволод Вуколов, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации
- Петр Засельский, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
- Гила Гамлиэль, министр по делам пенсионеров Израиля
Законодательного определения элитных школ не существует. Как правило, к элитным относят школы, обеспечивающие индивидуальный подход к обучению школьников, особую усложненную учебную программу, профессионализм и доброжелательность учителей, необходимое оборудование для обучения, классы на 5–10 человек или просто считающиеся престижными среди родителей.
Отличительной чертой элитных школ являются большие вложения в их инфраструктуру со стороны как учредителя, так и родителей. Современная инновационная инфраструктура школы является ресурсом развития образовательного учреждения, но без профессионализма педагогических кадров невозможно достичь качественных результатов. Как найти баланс между технологичностью и профессионализмом?
Еще недавно к высоким оценкам стремились только ученики. Сейчас баллы за работу получают не только учителя и ученики, но и школы. Параметры рейтингов охватывают огромный спектр образовательных результатов: от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. Такая методика, казалось бы, должна стимулировать школы в оказании помощи каждому учащемуся, развивать его способности и таланты. Но реально это невозможно для каждого ученика. И рейтинги превращаются в способ отчета о «качественном» образовании в регионе.
Несмотря на множество позитивных сторон процесса обучения в элитной школе, существуют и много подводных камней. К отрицательным факторам относятся: ограниченный круг общения, недостоверная информация об успехах ребенка, маленький мир в виде элитной школы, высокая стоимость обучения.
В таком случае нужно ли позиционирование элитности? Правомерно ли утверждать, что только в элитных школах можно обеспечить получение учащимися качественного образования и багажа углубленных знаний и умений?
Модератор:
- Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС
Участники:
- Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации
- Исаак Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы
- Дмитрий Климишин, генеральный директор Издательства «Просвещение»
Эксперты:
- Михаил Мокринский, директор школы «Летово»
- Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ
- Антон Молев, научный руководитель Лицея РАНХиГС
- Михаил Случ, директор ГБОУ города Москвы «Пятьдесят седьмая школа»
- Олег Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области
- Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области
- Анна Вахнеева, директор школы №1517
За минувший год жилищный рынок России претерпел изменения: наметились тенденции по снижению ипотечных ставок и предоставлению ипотеки по ИЖС. Нововведения, внесенные в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, изменили правила и механизмы функционирования рынка. Остаются открытыми вопросы: как быстро участники рынка смогут адаптироваться к данным изменениям, какие возможные перспективы развития ждет отрасль в новом десятилетии?
Вопросы для обсуждения:
- Переход жилищного рынка на проектное финансирование.
- Индивидуальное жилищное строительство. Ипотечное кредитование ИЖС.
Модератор:
- Никита Стасишин, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Участники:
- Александр Плутник, председатель правления, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»
- Ольга Полякова, заместитель председателя, член совета директоров Центрального банка Российской Федерации
- Светлана Орлова, аудитор Счетной Палаты Российской Федерации
- Марат Хуснуллин, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Эксперты:
- Александр Пироженко, советник генерального директора Агентства стратегических инициатив
- Денис Колокольников, председатель совета директоров RRG
- Ольга Магилина, заместитель генерального директора KASKAD Недвижимость
- Сергей Бессонов , вице-президент-директор дивизиона Дивизион "Кредитные продукты и процессы", Сбербанк
- Иван Романов , заместитель генерального директора ПАО «Группа ЛСР»
- Дмитрий Тимофеев , вице-президента по GR ГК "ПИК"
- Главная
- Программа форума